Сегодня мы не будем копаться в грязи, а просто поговорим о хорошем, точнее, попробуем проследить историю развития одного графического пакета, а именно — историю жизни Adobe Photoshop, в сплэшскринах (splash screen — заставка при загрузке программы). Наверное, в мире нет ни одного графического дизайнера, который бы не знал название компании «Adobe» и ни разу не слышал о их, без преувеличения, легендарном пакете Photoshop. На сегодняшний день Photoshop, де-факто, является стандартом графического редактора для работы с растровой графикой и флагманом среди аналогичных графических пакетов. Можно с большой уверенностью сказать, что львиная часть растровых изображений, которые создаются или редактируются на компьютере (для дальнейшего профессионального использования), создаются или редактируются именно с использованием «Adobe Photoshop». В апреле этого года вышел релиз девятой версии (CS2) программы. А что было в предыдущих восьми версиях? Как развивался Фотошоп и с чего всё начиналось? Вот это мы и попытаемся выяснить. Саму историю легендарной программы я здесь пересказывать не буду — это сделали до меня, более компетентные в этом вопросе люди, а вот рассмотреть историю развития программы в сплешскринах, мы все же попробуем. Так же по версиям программы приведены комментарии нескольких людей: Михаила Разгуляева (Hemul) — знающего Photoshop с первых версий и не по наслышке. А так же вашего покорного слуги — то бишь меня. :) Так же планировалось, что свои комментарии к версиям программы напишет Майк Гомола (Homola) — человек, который знаком с Фотошопом с самых первых его версий и знает эту программу лучше и глубже любого из моих коллег. Но из-за объективных причин, Майк не успел сделать это к выходу статьи. Комментарии Майка появятся чуть позже. Итак, как говорится, «поехали»: Display & Adobe Photoshop v0.87 Все же без краткой предистории не обойтись. :) Началось всё в далёком 1987 году. Тогда Томас Кнолл (Thomas Knoll) работал над программой, которая предназначалась для отображения графики в градациях серого, на черно-белых мониторах. Программа называлась по простому, «Display». Программу увидел брат Томаса, Джон Кнолл (John Knoll), который работал в компании, создававшей спецэффекты для знаменитой «Lucas Arts». И именно в это время (о, воля случая) Джону понадобилась программа, для обработки цифровых изображений. Братья вместе взялись за «Display» и начали работать над её совершенствованием. Работа продвигалась успешно и Джон предложил своему брату сделать из программы коммерческий продукт. Решено было поменять название программы на более благозвучное и, с легкой руки, оставшегося неизвестным, человека, программа начала называться «Photoshop». Джон, будучи больше менеджером, нежели программистом, активно искал инвестора для их детища. И таки нашёл. Компания «Barneyscan» согласилась выпускать «Photoshop» в качестве бесплатного приложения к своим сканерам и около 200 копий Photoshop 0.87 было продано вместе со сканерами. Это был первый прорыв, а уже в сентябре 1988 «Adobe» выкупила у братьев Кнолл права на распространение их программы, и те, в срочном порядке, принялись разрабатывать коммерческую версию. Adobe Photoshop v1.0 Версия: 1.0 Кодовое имя: нет Платформа: Mac OS Дата релиза: Февраль 1990 Существенные нововведения: нет Adobe Photoshop v2.0 Версия: 2.0 Кодовое имя: Fast Eddy Платформа: Mac OS Дата релиза: Июнь 1991 Существенные нововведения: Paths Михаил Разгуляев: Начинал с него. Причем особенно вдохновляло то, что это был официально купленный Photoshop — большая редкость по тем временам (1994 год, РА «Бегемот», Москва). Освоение прошло на редкость гладко, видимо потому, что одновременно осваивались Photoshop 2.5, Illustrator 5.0 и QuarkXPress 3.1. Комплексный подход — вообще великое дело. ;) Среди возможностей, сходу завоевавших ум и сердце, особняком стоят Calculate, Path и Stamp. Первая — тем, что для технаря по образованию этот способ оказался простым и понятным интуитивно, а творить при умелом подходе позволял просто-таки чудеса. Вторая — это было чудо без всяких посторонних примесей, а третья — у неподготовленного человека вызывала ощущение близкое к оргазму и подозрение, что его разыгрывают, если демонстрировали оригинал и обработанный результат без демонстрации процесса обработки. Но просто восхищение я испытывал от скорости работы — 20-30 мегабайтный CMYK-файл открывался на глазах — всего за 15-20 секунд и таскался по экрану «лапой» при максимальном увеличении без каких-либо видимых задержек. Теперь это смешно — но тогда нам было не до смеха — надо отметить, что еще свежи были воспоминания об Aldus PhotoStyler, с которым я познакомился раньше, на PC. А если в шину NuBus Мака воткнуть карту Rocket, то скорость работы (в основном, фильтров Gaussian Blur, Unsharp Mask и т.д.) становилась просто фантастической. Кстати, все это, вместе с системой, крутилось на 128 Мб оперативной памяти… Помню, что, при всей прелести Calculate, мы постоянно искали какие-то более, как бы это сказать… «визуальные» способы создания коллажей (напомню, что в этой версии Photoshop о Layers приходилось только мечтать). И такой способ был найден. В руки нам попала программа Specular Collage. Все, что она умела делать — это втягивать в себя подготовленные в Photoshop файлы с альфа каналами (кстати, тоже крайне приятная вещь) и делать из них коллажи — то есть то, что сейчас делается не выходя из него, но, самое главное, она показывала прозрачность. С выходом Photoshop третьей версии, Collage тихо мирно скончался. Вполне возможно, что он был просто куплен Adobe и интегрирован в Photoshop 3. Точно не знаю. ;) Среди прочих приятных моментов отмечу умение работать в CMYK (хоть и не полностью — такие фильтры, как Adobe Gallery Effects, продававшиеся, кстати, отдельно и не входившие в стандартную поставку Photoshop, работали только в RGB) и реальную возможность откалибровать монитор, сам Photoshop и увидеть, наконец, на экране именно то, что собираешься получить в печати. Именно к тем временам (конец 1992 – начало 1993 года) относится появление на платформе Macintosh технологии ColorSync (система управления цветом от Apple) — пока еще несовершенной, но уже вполне рабочей. Ни о чем подобном на PC тогда даже не мечтали — это была эпоха Corel 5 release D, первого достаточно стабильного релиза, в котором долгое время рекомендовали сдавать рекламу в очень крутое издание «ЭкстраМ». ;) Ради справедливости надо сказать, что ColorSync 1 был только заявкой на прорыв, реальным прорывом стал ColorSync 2, родившийся от брака Apple и Linotype. Кстати, «настоящие пацаны» в те времена для цветоделения пользовались пакетом LinoColor (bundle в поставке сканеров), т.к. полноценная поддержка ColorSync появилась только в Photoshop 5, а CIE-Lab стал внутренним форматом при обработке цвета только в 4-й версии. В общем, при всех реально существующих минусах, мы воспринимали Photoshop 2.5 как один сплошной плюс. Adobe Photoshop v3.0 Версия: 3.0 Кодовое имя: Tiger Mountain (Mac OS) Платформа: Mac OS, Window, IRIX Дата релиза: Сентябрь 1994 (Mac OS), Ноябрь 1994 (Window, IRIX) Существенные нововведения: Tabbed Palettes, Layers Михаил Разгуляев: Не ошибусь, если охарактеризую его появление одним словом — Layers! Это, конечно, был прорыв. Специально не читаю, что пишут по этому поводу другие комментаторы, но уверен, что они отметят то же самое. Вообще-то странно, что парадигма слоев, знакомая лично мне, да и не только мне еще с AutoCAD и PCAD, была реализована Adobe только в третьей версии Photoshop, хотя в Illustrator слои были уже давно. Но — вот, наконец, и в Фотошопе стало нам счастье! ;) Отлично помню свои ощущения от первого знакомства с третьей версией — АГА! НУ НАКОНЕЦ! Вот они — Слои! Стоп! А где же multiply undo?! Опять нету?! Среди людей, занимающихся чем-то более или менее профессионально, почти всегда бытуют «внутрицеховые» байки. У нас тоже было что-то вроде «примет» — например, что фирмам-производителям особенно удаются нечетные версии программ, а четные чаще всего бывают кривыми и глючными, в общем, недоработанными. Adobe полностью подтвердила это правило в линейке Adobe Illustrator 3-12 и почти — в линейке Adobe Photoshop 2–9 (CS2). Правда, ID 4 слегка выбился из этого ряда — он оказался гораздо лучше 3-й версии. ;) Все же это было здорово — забыть, наконец, о Calculate (при всей его мощи) и контролировать все визуально. Честно говоря, уже не помню, было ли реализовано рисование с методами наложения раньше, но пользоваться я им стал только с появлением Photoshop 3. И это тоже было здорово, как и маски слоев, на которых можно было творить чудеса, добиваясь естественной фотореалистичной границы обтравки объекта. При этом даже не очень раздражал тот факт, что файловый формат Photoshop (с учетом прозрачности) не поддерживался никем из производителей верстального софта (строго говоря, кажется, уже тогда существовал Quark Extension, позволяющий импортировать фотошоповские файлы в публикацию, но он так тормозил, что работать было просто невозможно, да и гарантию «выводимости» никто дать не мог, поэтому и не прижилась эта потенциально полезная вещь). Зато теперь не приходилось просчитывать какую-нибудь рекламную полосу на 20 ходов вперед и не материться, когда клиент просит подвинуть «вот эту штуку в коллаже чуть-чуть правее»… Adobe Photoshop v4.0 Версия: 4.0 Кодовое имя: Big Electric Cat Платформа: Mac OS, Window Дата релиза: Ноябрь 1996 Существенные нововведения: Adjustment Layers, Editable type Михаил Разгуляев: Эта версия не произвела того впечатления, на которое, наверное, рассчитывали создатели. Но одним она запомнилась надолго. А именно — в ней была доведена до полностью законченного вида система работы с цветом. ColorSync 2 был к тому времени доведен до ума и Photoshop постарался не отстать. ;) До сих пор в Color Settings существует «пресет» с именем «Emulate Photoshop 4». Очень долгое время после выхода следующих версий мои друзья, работающие с цветом профессионально, продолжали сидеть на четвёрной версии именно потому, что там с цветом было все как надо. Ну и «Free Transform»… В сочетании со слоями — это был термоядерный ураган. Все же остальные нововведения казались не такими уж и нужными — «Editable Type» по моему личному мнению не был нужен в Photoshop тогда, не нужен он и поныне. Он только провоцирует новичков верстать прямо в Photoshop, что нездОрово. Да, «Adjustment Layers» штука полезная и удобная, но за несколько лет я привык обходиться и без нее — сапог в бою надежнее. Примерно к этому же времени относится наше короткое увлечение LivePicture. На тот момент это был волшебный продукт. Его проблема заключалась в совершенно не интуитивном интерфейсе, зато отдельные персонажи, продравшиеся сквозь частокол неочевидных команд, ухитрялись делать в ней просто сумасшедшие вещи. Например, мой знакомый рассказывал, как с помощью функции «Silhouetting» он за один день обтравил то ли 150 (то ли 250) слайдов (в общем, очень много) с волосами, дисфокусами и прочими прелестями. Кроме того, в LivePicture шикарно получалась работа с большими форматами — собственно, именно для этого она и создавалась. Но — маркетинг Adobe и зубодробительный интерфейс LivePicture не оставили ей никаких шансов. Николай Колесник: Я начинал своё знакомство с программой именно с этой версии. Когда встал вопрос об изучении программы для редактирования растровой графики (тогда, конечно я толком и не понимал, чем растр отличается от вектора), мне посоветовали две программы — «Adobe Photoshop» и «Corel PhotoPaint». Поначалу пробовал и ту и другую, но постепенно пришёл к тому, что Фотошоп удобней надёжней и быстрей. В активной конкуренции, лично для меня, Фотошоп стал неоспоримым лидером среди редакторов растровой графики (что, впрочем, верно и по сей день). По причине своей «зелёности» в этой сфере на тот момент и незнания предыдущих версий программы, мне трудно делать какие то комментарии. Но точно помню что я был в шоке от того, что можно делать с изображениями. Adobe Photoshop 5.0 Версия: 5.0 Кодовое имя: нет Платформа: Mac OS, Window Дата релиза: Май 1998 Существенные нововведения: Multiple Undo (History Palette), Color Management Николай Колесник: На момент выхода пятой версии, у меня уже был опыт работы с предыдущими версией программы и я мог объективно их сравнивать, оценивая нововведения. Новая версия очень порадовала. Особенно, возможность многоуровневой отмены проделанных действий (History). Мне, тогда ещё не опытному и не могущему предвидеть результат своих телодвижений, эта функция была нужна позарез (в предыдущих версиях имелась возможность отмены только последнего действия). :) Множество мелких доработок и улучшений так же существенно облегчали работу в редакторе. По моему мнению, пятая версия стала существенным шагом в развитии редактора. Adobe Photoshop 5.5 Версия: 5.5 Кодовое имя: Strange Cargo Платформа: Mac OS, Window Дата релиза: Февраль 1999 Существенные нововведения: Extract, Vector Shapes Михаил Разгуляев: Эти две версии (5 и 5.5) у меня слились в одну — в воспоминаниях, во всяком случае. Но впечатления остались… м-м-м… комплексные. С одной стороны — «History» со «Snapshot». Большое облегчение. С другой — настройки цвета перелопачены напрочь. Опять учи заново. ;) А «Vector Shapes» показался недоделанным, каким и был на самом деле. Помню долгие мучения, когда хотелось засунуть в файл какой-нибудь фирменный значок из (вроде пустяки) трех цветов. Задача порой становилась нетривиальной. Дублирование, уничтожение лишнего, перекрашивание… и никаких гарантий, что по дороге нигде не ошибся. А если в значке присутствовал простейший градиент — тут и вовсе облом, сложности перевешивают выгоду. Но общее впечатление, тем не менее, осталось приятным (в полном соответствии с уже упомянутой «приметой»), «History» перевесила все. ;) Николай Колесник: Не знаю почему, но версия 5.5 ассоциируется у меня с кардинальными улучшениями в программе, хотя особо ничего нового разработчики в этой версии и не реализовали. Скорее, в версии 5.5 ребята из Адобе, довели все функции до идеала, отладив и оптимизировав их работу. И ещё, скорее всего, 5.5 запомнилась мне по той причине, что я просидел на ней очень длительный период времени (я пропустил шестую версию, оставаясь верен 5.5). :) В тот момент казалось, что развитие программы больше не будет — все что можно было себе представить в растровом графическом редакторе, реализовано и воплощено. Но не тут то было… :) Adobe Photoshop 6.0 Версия: 6.0 Кодовое имя: Venus in Furs Платформа: Mac OS, Window Дата релиза: Сентябрь 2000 Существенные нововведения: «Liquify» filter Михаил Разгуляев: И опять «примета» подтвердилась. Четная версия не порадовала ничем. То новое, что появилось, лично мне не было нужно совсем, а вот проблем добавилось. В частности — программа стала заметно тормозить. Особенно это касалось растеризации более-менее сложных векторных файлов. Доходило до того, что приходилось запускать чуть ли не третий Шоп, чтобы «растеризнуть» за приемлемое время какой-нибудь файл с текстом и парой плашек (например, баннер размером 4?2 метра). Мучение, одним словом. Папка с программами на диске напоминала кунсткамеру — три Фотошопа, два Иллюстратора и два Кварка. А какими словами ругали разработчиков люди, связанные с цветокоррекцией — и вспоминать неохота. Слава богу, что на тот момент меня эта проблема стала волновать несколько меньше — я постепенно отходил от технических задач и все больше переключался на чисто творческие. Николай Колесник: Стыдно признаться, но шестая версия «прошла мимо меня». Нет, ну я конечно после релиза установил её и опробовал, но взаимной любви как-то не получилось. Во-первых, мне с лихвой хватало всех тех возможностей, которые давала версия 5.5 (я, специализировался на полиграфии, а в шестёрке основные нововведения касались в основном работы с графикой для веба). Во-вторых, меня сильно раздражал новоявленный горизонтальный тулл-бар, отображающий опции выбранного инструмента (привычка — страшное дело :). К тому же шестёрка работала существенно медленней, но при этом «жрала» намного больше ресурсов машины. В общем, до появления седьмой версии, я продолжал работать в 5.5. Adobe Photoshop 7.0 Версия: 7.0 Кодовое имя: Liquid Sky Платформа: Mac OS, Window Дата релиза: Март 2001 Существенные нововведения: Made text fully vector, Healing Brush, New painting engine Михаил Разгуляев: Седьмая версия оказалась на диво удачной. Сильно портила ее только непобежденная тормознутость. Тем не менее — хорошего было больше, чем плохого. «Healing Brush» вызывал чувства папуаса при виде зажженной спички. Ну как они это делают, гады?! ;) Почему-то именно с этой версии я начал особенно активно использовать «Adjustment Layers» и «Layer Effects». Возможно потому, что появились «Layer Sets» (или они появились еще в 6-м? Но не важно, их я тоже стал использовать в Photoshop 7). Несколько напрягала совершенно не интуитивная система работы с сетами — идеологически это были те же группы, но методы работы с ними отличались от методов работы с группой объектов. Я ждал следующей версии. Николай Колесник: Новая версия программы, для меня была очередным прорывом ребят из Адобе. Масса нововведений и удобств заставили меня примирится с верхним тулл-баром и пересесть на эту версию. :) Adobe Photoshop CS Версия: 8.0 Кодовое имя: Dark Matter Платформа: Mac OS, Window Дата релиза: Октябрь 2003 Существенные нововведения: Camera RAW 2.x, Shadow/Highlight Command, Match Colour command, «Lens blur» filter, Real-Time Histogram, Detection and refusal to open scanned images of various banknotes Михаил Разгуляев: И вот она вышла. Тут с приметами вышел облом — версия оказалась просто чудом. По эффекту впечатление, ей произведенное, приблизилось к впечатлению от 3-й версии. Во-первых, были, наконец, убраны пресловутые тормоза — и мы полетели! Во-вторых — нельзя рассматривать Photoshop 8 отдельно от остальных продуктов CS. Интеграция с AI и ID давала серьезное преимущество в работе. Ну и список «Что нового» — впечатлял. Впрочем, это уже не столь далекое прошлое. ;) Николай Колесник: Новая версия стала ещё более удобней и понятней, но при всех скидках, мне тяжело назвать это «новой версией». Для «Photoshop CS» скорее бы подошел индекс «7.1» или на худой конец «7.5». Моё мнение: просто ребята из Адоб довели все что было ранее до совершенства и добавили разные несущественные «удобности», которые, тем не менее, стоят того что бы пересесть на «CS» и пользоваться ими. :) Adobe Photoshop CS2 Версия: 9.0 Кодовое имя: Space Monkey Платформа: Mac OS, Window Дата релиза: Апрель 2005 Существенные нововведения: Camera RAW 3.x, «Smart Objects», Image Warp, Spot healing brush, Red-Eye tool, Lens Correction filter, Smart Sharpen, Vanishing Point, HDRI support Михаил Разгуляев: О последней версии написано уже очень много. Лично я работаю именно в ней достаточно давно, чтобы убедиться — CS2 это хороший шаг вперед. Добавлены те мелочи, которых очень не хватало в CS1, работать стало удобнее, время экономится, а время — деньги ;) Наконец-то появились «Smart Objects» — как мне их не хватало! Почти так же, как «Warp» (кто помнит — был такой фильтр Andromeda 3D, еще для 3-го Фотошопа, так вот он делал примерно то же самое, но гораздо менее интуитивно и понятно). Но «Warp» — по большому счету баловство, чего нельзя сказать о групповом редактировании слоев и новой системе их группировки. Теперь это не функционально кастрированные сеты, а полноценные группы объектов, со всеми атрибутами, присущими группам — вложенностью, групповой обработкой и прочим. «Spot Healing Brush» также вызывает активное слюноотделение и вопрос — блин, ну как же они это делают?! Напоследок отмечу, что некоторые новые функции вызывают у меня некоторое недоумение — такие, как «Vanishing Point», «Red-Eye correction» и частично некоторые другие. О чем это я? А о том, что идеологически подобные функции характерны скорее для домашнего непрофессионального применения, чем для пакета, позиционируемого как профессиональный. По мне — лучше бы то время, что затрачено на разработку этих примочек, пошло на дополнительную оптимизацию и увеличение скорости работы. Тем не менее общее впечатление от пакета — очень хорошее. Дай Бог, чтобы и следующая версия обрадовала нас всех уж по крайней мере не меньше. ;) Николай Колесник: Адобе объявила о выходе CS2 ещё в апреле, но, к сожалению, у меня не было возможности попробовать новую версию программы. Из анонсированных нововведений особо радует «Smart Objects», «Lens Correction filter» и возможность редактировать сразу несколько объектов в разных слоях. Но, как говорится, поживем — увидим. В ближайшее время планирую перейти на CS2. Огромное спасибо: Майку Гомоле (за скриншоты ранних версий программы) Михаилу Разгуляеву (за комменты) Статья взята с imagextension.com
|